СРО-С-159-25122009 от 25.12.2009



Членство в организациях, Контролирующие организации:


Адрес: 123242, г. Москва,

ул. Малая Грузинская, д. 3
Тел./факс: (495) 987-31-50
e-mail: info@nostroy.ru
internet: www.nostroy.ru
Полное наименование:
Ассоциация
«Общероссийская негосударственная

некоммерческая организация - общероссийское

отраслевое объединение работодателей

«Национальное объединение саморегулируемых

организаций, основанных на членстве лиц,

осуществляющих строительство»


Адрес: 105066, г.Москва,
ул.А.Лукьянова, д.4, строение 1
Тел./факс: (495) 645-94-79
Полное наименование:
Федеральная служба по
экологическому, технологическому
и атомному надзору

Адрес: 362000, РСО-Алания,
г.Владикавказ, ул.Димитрова,2;
Тел./факс: (867 2) 54-85-10;
E-mail: alekseev@tpprso-a.ru
Сайт: http://www.tpprf.ru/ru/
Полное наименование:

 Торгово-промышленная палата
Республики Северная Осетия-Алания




Адрес: 109240, г.Москва
Котельничная наб., д.17
тел./факс: (495) 663-04-04
E-mail: rspp@rspp.ru
Полное наименование:
Российский союз промышленников
и предпринимателей





Главная
 
 
Информация размещена:  24  апреля 2020 года, 13:29

Мнение: вероятность погружения строительства в глубокий кризис крайне высока

Антон Мороз, ответственный за организацию общественного контроля реализации национального проекта «Жилье и городская среда», вице-президент НОСТРОЙ, специально для "Строительной России"

Строительная отрасль является инерционной, поэтому реальные последствия экономического и эпидемиологического кризиса мы сможем понять не ранее, чем через полгода, поскольку они имеют отложенный характер.

Если две недели назад мы констатировали закрытие строек, неделю назад радовались тому, что все регионы страны разрешили либо не запретили строительство на своей территории, то сейчас мы видим ужесточение карантинных мер - уже с этой недели Москва и Московская область на фоне ухудшения эпидемической обстановки временно ограничили строительство на своей территории, за исключением жизненно важных объектов. Вслед за столицей в регионах тоже наметилась тенденция ужесточения режима пропуска на стройплощадки.

Более 30 субъектов страны ввели поименный список предприятий, допущенных к работе, куда, конечно же, хоть и попали строительные организации, но далеко не все. Более 20 субъектов в той или иной степени ограничили перемещение внутри или между регионами, что влияет на осуществление строительной деятельности в связи с тем, что затрудняется доставка материалов на предприятия и допуск на них работников. Существуют и предпосылки перехода на закрытый режим таких сильных федеральных центров строительства, как Санкт-Петербург и Ленинградская область в связи с растущим там количеством зараженных, и Калининград с учётом его территориальных особенностей. Но мы всё-таки рассчитываем, что этого не произойдёт и с учётом разработанных нами мер противодействия распространению вируса на строительных площадках, через неделю-две стройки всё-таки будут разморожены.

Сейчас во всех регионах вводятся разработанные Минстроем, а также НОСТРОЙ методики по противодействию распространения Covid-19. Если предпринимаемые меры покажут свою эффективность, то надеюсь, стройотрасль сможет доказать возможность работать даже в период пандемии своей организованностью и способностью защитить сотрудников от коронавирусной инфекции, а также отслеживать её на начальном этапе, дабы не допустить в массовую стройку.

В таком случае Москва с областью и все остальные, крайне не заинтересованные замораживать строительство субъекты, после окончания действия сроков ограничений, может быть, незначительно их продляя, смогут свои площадки открыть. Потеря календарной недели-двух не нанесёт серьёзного урона, но если это будет затягиваться, то вероятность погружения строительства в глубокий кризис крайне высока.

Существуют проблемы и с обеспечением стройплощадок трудовой рабочей силой в связи с введённым режимом самоизоляции и большим количеством уехавших эмигрантов. Конечно, любое предприятие в случае его ухода в банкротство, либо долгого простаивания может начать увольнять своих сотрудников, и хоть определённые меры государственной поддержки в таком случае существуют, стройотрасль они затрагивают мало.

Но мы все же рассчитываем, что если ограничительные меры, связанные с распространением COVID-19, продлятся не больше двух недель, то мы сможем сохранить строительные коллективы и быстро восстановить работу строительных площадок. Нужно понимать, что заморозка строительства на срок от месяца и более — фактически может привести к остановке отрасли. А строительная отрасль очень специфическая и, остановив её однажды, запустить обратно будет практически невозможно.

Поэтому мы и ведём работу с губернаторским корпусом в регионах, с проверяющими службами, разрабатываем меры защиты от COVID-19 для того, чтобы стройки не остановились. Ведь в строительстве занято более 7 млн. работающих граждан, отрасль обеспечивает развитие большей части нацпроектов для осуществления их на местах и является второй-третьей отраслью по количеству выплачиваемых налогов в каждом из субъектов страны. И она в состоянии обеспечить меры противоэпидемической безопасности для нормального функционирования строек, частично с переводом людей на дистанционный режим, но при этом, не закрывая стройплощадки полностью.

Что касается мер государственной поддержки, о которых уже говорилось неоднократно, то для жилищного строительства нужно обеспечить доступ людей к ипотечным ресурсам, поддерживая их всяческими программами и льготами, теми же «ипотечными каникулами», например.

Где-то, возможно, требуется даже информационная поддержка. Нужно стимулировать граждан к покупке жилья, акцентируя в публикациях СМИ внимание на том, что цены снижаться не будут, а скорее всего они вырастут уже летом, поэтому если у них есть деньги и возможность покупать жилье, лучше сделать это сейчас, по действующим ценам, ибо новые строительные объекты будут дороже.

Кроме того, необходимо обеспечить чёткую системную работу с банками, принять предложенную НОСТРОЙ поправку о том, чтобы дать возможность саморегулируемым организациям кредитовать малый и средний бизнес в составе своих членов за счёт «подушки безопасности» средств компенсационного фонда.

Также нужно поддерживать предприятия, работающие на конкурсной основе с государственными, муниципальными и иными заказчиками, проводя своевременную индексацию цен внутри действующих контрактов, особенно тех, которые уже на стадии серьёзного выполнения, поскольку сейчас активно растёт стоимость стройматериалов.

Важно обеспечить авансирование исполнения государственных контрактов, что серьезно поможет их исполнителям — подрядчикам и генподрядчикам, дать максимальную административную поддержку строительству, организовать системную работу с предоставляющими энергоресурсы компаниями и т.д.

Помимо прочего, необходимо аккумулировать все денежные средства нацпроектов, заложенные на строительство, и распределить их по подрядам, заказам, кредитным, финансовым мерам поддержки. Конечно, было бы хорошо обеспечить населению нормальные доходы, которые позволили бы гражданам участвовать в программах по покупке жилья, но сделать это будет крайне сложно, поэтому надо находить и иные способы финансирования жилищного строительства — например, выкуп государством социального и арендного жилья. Это то, что можно было бы реализовать в рамках нацпроектов. Ну и конечно, очень важно включить строительную отрасль во второй блок Постановления Правительства, как наиболее пострадавшую в период COVID-19 и требующую системной поддержки.

27 марта НОСТРОЙ создал Ситуационный центр по поддержке строительной отрасли в условиях распространения COVID-19, в рамках работы которого происходит обмен информацией между строительными компаниями, СРО, органами власти, после чего формируются соответствующие предложения и направляются в Минстрой и Правительство России. Мы попросили все строительные СРО, профессиональные ассоциации, подрядчиков и застройщиков направлять в Ситуационный центр предложения по поддержке строительных компаний.

За две недели нами был сформирован пакет таких инициатив, в который входят 84 предложения по мерам оперативной поддержки подрядчиков и застройщиков, по 38 из которых уже оформлена инициатива либо реализовано решение, а также 51 мероприятие по мерам долгосрочной поддержки отрасли. Эти данные обновляются ежедневно с учетом поступающих предложений и реализованных инициатив. Часть из них мы направили письмами в Минстрой России, часть уже реализована Правительством РФ в распоряжениях, поручениях и изменениях в нормативные правовые акты.

Мы рассчитываем, что сможем отстоять строительную отрасль. Если закрытие строек не будет носить масштабный и долговременный характер, то строительство будет в состоянии обеспечить сохранение и дальнейшее развитие отрасли после окончания пандемии.